Говорить об экологичности и зеленых технологиях модно. Безотходное производство, использование вторсырья, переработка материалов стали трендами благодаря усилиям европейских маркетологов. Для российского консервативного рынка защита природы еще не стала приоритетом, однако поиски экологичной альтернативы традиционной продукции тоже актуальны.

Никита Дубровин Редактор портала

В некоторых случаях дело не столько в заботе об окружающей среде, сколько в выгоде: базовое сырьё поднимается в цене, и ему находят заменитель из вторсырья. Один из таких примеров — переработанный или, как его еще называют, восстановленный» антифриз.

Правда о восстановленном антифризе

Основной компонент большинства антифризов — моноэтиленгликоль. Стоимость этого сырья повышается, поэтому некоторые производители стали использовать в качестве базы переработанный этиленгликоль.

Выглядит это так: берут отслуживший свое антифриз, очищают этиленгликолевую основу от примесей, снова добавляют красители и присадки (это если производитель не сэкономил ещё и на присадках), после чего остается разлить в новые тары. И — вуаля — антифриз с копеечной ценой штурмует прилавок...

В идеале, после правильной очистки восстановленный этиленгликоль не должен содержать никаких следов прошлого использования. Но добиться этого сложно и дорого: б/у антифриз может содержать примеси разного рода, для которых нужны установки очистки разного типа. Рассказываем по порядку:

ПРИМЕСИ В СТАРЫХ АНТИФРИЗАХ

Масла. Масла (и другие органические соединения) могут загрязнять антифриз при протечке уплотнителей. Если даже небольшое количество масла попадёт на стенки системы охлаждения, образуется масляный слой и антикоррозионные присадки перестанут быть эффективными.

Гликолевая и муравьиная кислоты. В отработанных антифризах гликоль распадается на гликолевую и муравьиную кислоты, которые провоцируют коррозию и ржавление чёрных металлов.

Хлор. Если во время эксплуатации в антифриз добавляли не специальную очищенную, а обычную воду из-под крана, в рабочей жидкости повысится содержание хлора. Хлор будет разъедать детали из железа подобно гликолевой и муравьиной кислотам.

Твёрдые частицы. Со временем разрушается силикатно-фосфатный защитный слой, антикавитационные вещества истощаются, и молекулы присадок выпадают в осадок с образованием абразива. Твёрдые частицы при циркуляции разрушают помпу и патрубки из мягких металлов.

При переработке нужно избавиться от всех примесей. Иначе антифриз будет провоцировать коррозию.

КАК ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ?

Фильтрация. Самый дешевый и самый распространенный способ очистки. Отработанный антифриз пропускают через систему фильтров, чтобы удалить твердые частицы и снизить уровень масляного загрязнения. Но даже фильтры самой тонкой очистки не спасают от растворённых примесей — частиц хлора, солей гликолевой и муравьиной кислот.

Ионный обмен. Рабочая жидкость проходит через фильтр с ионообменными смолами, и смолы заменяют растворённые ионы водой. В результате содержание хлора и солей кислот понижается до безопасного уровня. Но с помощью этого способа нельзя отфильтровать твёрдые частицы и остатки масла.

Обратный осмос. Старый этиленгликоль под высоким давлением прогоняют через осмотическую мембрану, которая не пропускает соли кислот, растворенные органические соединения и абразивные частицы. Нельзя очистить гликоль, в котором содержатся эмульгированные масла: масляная пленка покроет мембрану и помешает дальнейшей очистке. А еще этот метод не подходит для переработки антифризов-концентратов, потому что не получится полностью отделить воду и отработанный гликоль.

Дистилляция. Рабочую жидкость испаряют, а затем собирают конденсат охлажденного пара. Этиленгликоль отделяется от других компонентов: растворённых солей кислот, твердых частиц и (при тщательном контроле) масел, а также масляных эмульсий. Это единственный метод очистки, который можно применять для переработки антифриза-концентрата. Однако при нарушении кислотного баланса хлор, соли кислот, ингибиторы коррозии — нитриты и нитраты, могут не отделиться от этиленгликоля. Чтобы скорректировать уровень кислотности и избежать загрязнения, нужно провести предварительные анализы рабочей жидкости, но оборудование для этого есть только на крупных предприятиях.

Факты об антифризах
Универсальных способов переработки нет

Чтобы получить восстановленный этиленгликоль высокой степени чистоты, нужно для каждой партии проводить испытания и подбирать оптимальный метод. Но перерабатывающие предприятия стремятся снизить издержки и, как правило, используют какой-то один способ. Это не дает нужного уровня очистки конечного продукта.

МНЕНИЕ ASTM

Базовым стандартом для антифриза является ASTM D3306, но антифризы на основе переработанного этиленгликоля обычно не могут ему соответствовать. Поэтому ASTM и производители спорят о снижении требований к качеству восстановленных антифризов. Комитеты ASTM не согласны на изменение основного стандарта и установили «щадящие» стандарты ASTM D6471 и D6472 для переработанных антифризов. Однако по-прежнему нет никаких стандартов, с помощью которых можно оценить срок службы охлаждающих жидкостей на переработанном этиленгликоле.

Антифризы PEAK

Peak Auto

Выбирайте антифризы, изготовленные из качественнного сырья

Мы не рекомендуем заливать в систему охлаждения восстановленные антифризы, потому что нет никаких гарантий, что они прослужат долго и не замерзнут зимой

Все охлаждающие жидкости PEAK изготовлены из нового этиленгликоля высокого качества. Это гарантирует хорошую производительность, позволяет увеличить интервалы замены жидкости и сократить расходы на техническое обслуживание

Мегафон

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности