Чем отличаются корейские и японские антифризы?

Существует несколько мировых центров автомобилестроения — Германия, Франция, Италия, США и Азия (Япония, Южная Корея). В каждом из этих регионов сложились свои традиции производства не только автомобилей, но и технических жидкостей: топлива, масел, антифризов и т. д.

PEAK — мировой лидер производства антифризов и присадок к ним. И в этой статье мы расскажем о том, как подобрать правильный антифриз для азиатских автомобилей: Toyota, Nissan, Kia, Hyundai, Suzuki, Subaru, Mazda, Isuzu, Honda, Daihatsu, Mitsubishi, Lexus.

Денис Гудин
специалист
Службы поддержки

ТЕХНОЛОГИИ АНТИФРИЗОВ

Все антифризы разные. И главное отличие не в цвете, а в композиции присадок. Присадки защищают систему охлаждения от коррозии, кавитации и накипи. От формулы присадок зависят интервалы замены охлаждающей жидкости.

Присадки бывают двух видов: неорганические (IAT — Inorganic acid technology, их также называют традиционными или минеральными) и органические (OAT — Organic acid technology, другое название — карбоксилатные).

Неорганические присадки — это соли неорганических кислот: силикаты, бораты, нитриты, нитраты, фосфаты, амины, молибдаты. Они покрывают всю систему охлаждения минеральным слоем и таким образом защищают металл от контакта с коррозионно активной жидкостью. Из-за того, что традиционные присадки выстилают все внутренние стенки системы, они быстро «выдыхаются» и выпадают в осадок. Срок службы антифризов с традиционными присадками 1–2 года или 40–70 тыс. км.

Органические присадки — это нейтрализованные органические (карбоновые) кислоты и их соли: себациновая, 2-этилгексановая (2-ЕНА), бензойная, азелаиновая кислоты и др. Карбоксилатные присадки считаются современным средством для противодействия коррозии. В отличие от традиционных присадок, они образуют защитный слой только над пораженными участками, поэтому расходуются в разы медленнее. Карбоксилатные антифризы имеют увеличенный срок службы 5–8 лет. Некоторые карбоксилатные антифризы выдерживают 1 млн 600 тыс. км, например FINAL CHARGE Global.

Если в составе охлаждающей жидкости и традиционные присадки, и органические кислоты, то такой антифриз называется гибридным (HOAT — Hybrid Organic Acid Technology). Гибридные антифризы очень разные: в них может быть только 10% современной органики и 90% минеральных присадок и наоборот. Интервал замены гибридных антифризов варьируется от 3 до 5 лет.

Еще существуют продвинутые гибриды, в которых количество минеральных компонентов строго ограничено и не превышает 10% от общего объема присадок. Их называют лобридными антифризами (Lobrid — Low Hybrid). Чаще всего к органической основе добавляют силикаты (Si-OAT), нитриты (N-OAT), фосфаты (P-OAT), силикаты + фосфаты (PSi-OAT).

Региональные особенности антифризов

В Европе, Америке и Азии минеральная составляющая гибридных и лобридных антифризов отличается. Европейские стандарты (например, спецификации VAG – TL 774, известные под литерами G11, G12, G12+ и т.п.) исключают использование фосфатов. В Америке отдают предпочтение нитритам, которые хорошо защищают двигатели от кавитационной эрозии. В Японии и Корее основным минеральным компонентом являются фосфаты. Антифризы с силикатами и нитритами под запретом. Как так получилось и какие присадки эффективнее?

В Америке и Европе в 60–70-х присадкой №1 были бораты. В Японии и Корее бораты тоже использовались, но значительно реже, чем амины, нитриты и фосфаты. На фоне нефтяного кризиса мировые автоконцерны начали облегчать автомобили за счет использования в двигателе и системе охлаждения алюминия и алюминиевых сплавов. Бораты (например, тетраборат натрия Na2B4O7) хорошо защищали от коррозии старые чугунные двигатели и радиаторы из черных металлов, но при этом разрушали современные алюминиевые сплавы. Поэтому японские антифризы для автомобилей с чугунной головкой блока цилиндров были преимущественно аминными или аминно-нитритными, с добавлением фосфатов.

Силикатную технологию, которую применяли для защиты алюминия в Европе и Америке, японцы забраковали по нескольким причинам: во-первых, силикаты склонны к образованию гелей; во-вторых, выдыхаясь, они могут истирать уплотнители помпы; в-третьих, азиатские системы охлаждения по размеру меньше европейских, и узкие каналы быстро забиваются силикатным осадком.

Эволюцию корейских и японских антифризов определили экологические нормы и исследования безопасности присадок. В 1977 г. шведские ученые опубликовали материалы о том, что в результате взаимодействия аминов и нитритов натрия образуются сильные канцерогены — нитрозамины. В результате в Японии и Корее отказались от использования нитритных добавок. Спустя 10 лет норвежское правительство запретило импорт аминно-содержащих охлаждающих жидкостей. Поэтому азиатским производителям пришлось оперативно переходить на новую, безаминную технологию антифризов, которая одновременно соответствовала бы Японским промышленным стандартам (JIS — Japanese Industrial Standards) и международным экологическим нормативам. Таким образом, к 1987 году в Японии появился гибридный антифриз, основным компонентом которого были фосфаты и нейтрализованные карбоновые кислоты.

Современные корейские и японские антифризы

В азиатских странах с конца 1980-х годов исследовали технологию OAT, однако в чистом виде она не получила распространения. Карбоксилатные антифризы без минеральных добавок не очень хорошо показали себя при защите алюминия в тяжелых условиях. Поэтому большинство японских и корейских OEM рекомендовали в свои автомобили гибридные фосфатно-карбоксилатные антифризы: фосфаты дополнительно защищали алюминий и сплавы, а органика обеспечивала общую антикоррозионную защиту.

С 2000-х годов рецептура азиатских гибридов была улучшена: объем фосфатов сократили, а основными присадками стали карбоновые кислоты. То есть получился современный лобридный антифриз с увеличенным сроком службы (около 5 лет).

Измерение коррозионности металлов (метод потери веса, г/м2)
Металлы Предельные значения ОАТ Р-ОАТ
Сплав G-AlSi10Mg не более 10 2,28 / 2,48 1,17 / 1,27
Сплав AlMn не более 8 3,18 / 3,52 1,03 / 0,77
Сплав AlCuMg2 не более 8 2,95 / 2,91 1,59 / 1,62
Медь E-Cu не более 3 0,67 / 0,67 0,24 / 0,20
Припой L-PbSn 40 Sb не более 6 2,00 / 2,00 1,50 / 1,77

Hiroshi Egawa, Yasuaki Mori, Michael L. Abel. Coolant Development in Asia // Engine Coolant Technologies: 5th Volume. Columbus, OH, 2008.

Низкофосфатные азиатские лобриды (P-OAT) в несколько раз эффективнее защищают алюминий и алюминиевые сплавы от коррозии, чем OAT-антифризы без минеральных компонентов.

Что нужно знать о фосфатах

Фосфатные ингибиторы хорошо защищают систему от коррозии черных металлов, кавитационной эрозии алюминия, а также являются буферами — то есть поддерживают слабо щелочную среду, необходимую для оптимальной работы системы охлаждения.

Возникает вопрос: если фосфаты так хороши, почему их используют только азиатские производители? На самом деле не только азиатские. На внутреннем североамериканском рынке фосфаты часто входят в пакеты традиционных присадок, наряду с силикатами, нитритами, молибдатами и боратами. А вот в Европе действительно долгое время фосфаты не использовали.

Изначально концентрированные охлаждающие жидкости разводили самостоятельно, зачастую неподготовленной водопроводной водой. При контакте фосфатов с водой, насыщенной солями кальция и магния, вероятность выпадения осадка и накипи 100%. В Европе вода высокоминерализованная (жесткая), поэтому использование фосфатов долгое время сводилось к минимуму несмотря на преимущества этой технологии.

Kouji Iijima, Satoshi Ohkawa, Keisaku Iwakata. Development of Non-Amine Type Engine Coolant // Komatsu Technical Report. Vol.48 No.149. 2002.

Вода в Японии и Корее лучшего качества, чем в Европе и Америке.

Однако последние европейские разработки в области охлаждающих жидкостей говорят о «реабилитации» фосфатных присадок. Так, в 2015 году компания BASF представила лобридный антифриз GLYSANTIN® G65 (PSi-OAT), в составе которого, помимо органических кислот, силикаты и фосфаты.

СТАНДАРТЫ KS M 2142, JIS К2234, JASO M325

Чтобы не ошибиться при подборе охлаждающей жидкости, нужно обращать внимание на допуски производителей автомобилей и международные / региональные стандарты качества. Общепризнанными считаются спецификации Американского общества по испытанию материалов: ASTM D3306, ASTM D4985, ASTM D6210.

Если требуется альтернатива оригинальным корейским и японским антифризам, в описаниях охлаждающих жидкостей нужно искать соответствия региональным спецификациям KS M 2142 (Корея), JIS K2234 (Япония) и JASO M325 (Япония).

KS M 2142

Спецификация для автомобильных охлаждающих жидкостей, издаваемая Корейским агентством по технологиям и стандартам (Korean Agency for Technology and Standards, KATS).

JIS K2234

Спецификация для концентрированных автомобильных охлаждающих жидкостей на основе гликолей, которые имеют низкую температуру замерзания и оказывают антикоррозионную защиту. Входит в комплекс Японских промышленных стандартов (JIS), регламентированных Японской Ассоциацией Стандартов (Japanese Standards Association).

JASO M325

Спецификация для охлаждающих жидкостей от Японской организации по автомобильным стандартам (Japanese Automotive Standards Organization).

badge
badge
badge

ЗАМЕНА АНТИФРИЗА

Не всегда бывает возможность купить оригинальную охлаждающую жидкость от производителя автомобиля, и поэтому приходится искать альтернативы. Нужно учитывать, что большинство корейских и японских антифризов являются фосфатными и не содержат силикатов и нитритов.

План «А»: искать фосфатные антифризы с допусками OEM или антифризы, отвечающие корейским и японским стандартам качества (KS M 2142, JIS K2234, JASO M325).

В 2019 году PEAK выпустила линейку антифризов PEAK OET, соответствующие всем требованиям автопроизводителей из Северной Америки, Европы и Азии.

СКОРО В РОССИИ

Каждый антифриз «азиатской» линейки соответствует спецификации JIS K2234

План «Б»: заливать 100% карбоксилатные антифризы.

Одно из главных требований японских и корейских автопроизводителей к охлаждающей жидкости — отсутствие силикатов и нитритов. Поэтому отличным «лайфхаком» станет заливка OAT-антифриза, который не содержат нитритов, силикатов, фосфатов и других минеральных ингибиторов.

Срок службы: 5 лет или 250 000 км

Подходит для любой автомобильной марки

Не содержит силикатов и нитритов

Карбоксилатный антифриз PEAK Long Life
с увеличенным сроком службы

ЧЕК-ЛИСТ

1

Главное не цвет, а технология присадок. Например, Long Life Coolant для Hyundai / Kia и Volkswagen G11 — антифризы зеленого цвета, но композиция присадок в них разная. Их смешивание может привести к обильному осадку!

1

Корейские и японские антифризы чувствительны к жесткой воде. Для разведения и доливки нужно использовать деионизированную / дистиллированную воду.

1

При подборе смотрим допуски производителя и соответствия стандартам. Авторитетные корейские и японские стандарты: KS M 2142, JIS K2234, JASO M325.

1

В качестве замены для азиатского антифриза с фосфатами подходит 100% карбоксилатный антифриз без силикатов и без нитритов.

Лучшая технология антифриза — та,
которая подходит вашему автомобилю

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности