В 2021 году цены на антифриз заметно выросли. Это не «плановое» ежегодное повышение, как рост цен на ЖКХ или дорожание валюты. Это не только последствия пандемии, хотя безусловно локдауны, кризис недопроизводства, логистические ограничения внесли свой весомый вклад. В прошедшем году ситуация на рынке антифризов и теплоносителей — это стихийное бедствие в прямом и переносном смысле.

Дмитрий Кулаков генеральный директор
ООО «ПИК Кемикалс»

Чтобы лучше разобраться в ситуации, разложим антифриз на компоненты: этиленгликоль, вода, пакет присадок и упаковка. При этом на воде можно не останавливаться, т.к. этот недорогой ресурс на рост цен не повлиял.

рост цен на этиленгликоль

55 тыс. руб.

средняя стоимость 1 тонны МЭГ в марте 2020 года

>100 тыс. руб.

стоимость 1 тонны МЭГ в апреле 2020 года

Концентрация антифриза — это % этиленгликоля от общего состава. Мы поставляем антифризы и теплоносители в различных концентрациях: от 35% до 60%. В среднем, на 50% наши антифризы состоят из МЭГ. Год назад цены на МЭГ доходили до 35 тысяч рублей за тонну. Нормальной средней ценой за последние год-два можно считать 50–60 тысяч рублей за тонну. Цена на МЭГ в феврале–марте 2021 года очень волатильна и не опускается ниже 100 тысяч рублей за тонну.

Почему стоимость МЭГ выросла в 2 раза за год? Это тот случай, когда паззл сложился, и ряд причин привел к коллапсу не только на российском, но и мировом рынке производителей этиленгликоля.

Моноэтиленгликоль, он же — МЭГ или этиленгликоль —
основной компонент антифриза, отвечающий за устойчивость к пониженным и повышенным температурам

Стихийные бедствия в США

Ураган «Лаура» в августе-сентябре бушевал на территории южных штатов США, в том числе в Южной Флориде, Луизиане и Техасе, где расположены крупные заводы по производству МЭГ (Sasol, Lotte, Indorama). В результате остановки производства образовался дефицит МЭГ. Рынок нефтехимии США — крупнейший в мире, и эти события повлияли на цепочку поставок во всем мире.

Аварии и дефицит в Европе

США — крупнейший иностранный поставщик МЭГ в Европе — были вынуждены замораживать поставки не только из-за производственных проблем, но и по причине антидемпингового расследования Европейской комиссии против США и Саудовской Аравии. Всё вместе это вызвало острый дефицит на этиленгликоль в Европе. Российские производители МЭГ стали резервными для Европы, что в свою очередь привело к дефициту и повышению цен на гликоли на внутреннем российском рынке.

И несмотря на то, что ураган «Лаура» бушевал в другом полушарии, не обошлось без аварий и на европейских производствах. В 2020 году проблемы с поставками этилена и гликоля испытывали заводы в Антверпене (Бельгия), Кёльне и Людвигсхафене (Германия) и Лавере (Франция).

Последствия в России

В результате всех событий иностранные производители антифриза выкупали большую часть российского сырья, вызвав резкое дорожание и даже нехватку МЭГ на внутреннем рынке.

Не обошлось без аварий и на российских предприятиях, которые были вынуждены «работать на два фронта». В феврале пострадали производственные мощности на предприятиях «Роснефти» и «Башнефти», которые входят в цепочку поставок сырья для производства МЭГ.

В результате российские производители антифриза оказались перед трудным выбором: работа в убыток или повышение цен. Мониторинг рынка показывает, что все приходят к повышению цен. Однако производители с высокой добавочной стоимостью или с большими запасами этиленгликоля могут позволить себе более плавное повышение цен.

рост цен на присадки

Если этиленгликоль двинулся из России на Запад, то присадки для антифриза продолжают курсировать в обратном направлении: все российские антифризы премиум-класса изготовлены с использованием присадок от американских или европейских производителей.

Присадки составляют в среднем 5% в объеме антифриза. Однако стоимость тонны присадок исчисляется тысячами уже не рублей, а долларов (мы не будем называть абсолютные цифры, так как они сильно варьируются в зависимости от пакета присадок). Таким образом, качественные присадки заметно повышают стоимость антифриза.

PEAK, являясь брендом одного из мировых лидеров по производству присадок для антифризов — Old World Industries, не испытывает проблем с доступностью или искусственным повышением цен на присадки. Однако укрепление иностранной валюты на фоне рубля является ещё одним из множества факторов, которые в сумме привели к существенному росту цен на антифриз в 2021 году.

рост цен на упаковку

антифриз цена

Этиленгликоль используется также при производстве пластиковой упаковки (фото с сайта zti.ru)

Подорожавший этиленгликоль используется не только для производства антифризов. Одна из основных сфер применения как этилена, который является сырьем для синтеза этиленгликоля, так и самого этиленгликоля — это получение полимеров, из которых делают пластиковую упаковку. Так, ПЭНД, из которого формуют тару для технических жидкостей, с июня 2020 года по апрель 2021 года подорожал на 65%. Повышение стоимости пластика повлияло на цены нашего продукта, поскольку мы поставляем антифризы в 1-, 4-, 10-, 20-литровых ПНД/ПВД-канистрах, а также в IBC-контейнерах (1 000 л).

Значительная доля продаж приходится на антифризы в фирменных металлических бочках. Рост цен на металл заслуживает отдельной статьи. Ситуация вышла за рамки отрасли и даже дошла до правительства, которое выступило с инициативой обложить дополнительными налогами сверхдоходы металлургов. К сожалению, для производителей ГСМ рост цен на металл выливается только в дополнительные расходы. По сравнению с мартом прошлого года металлические бочки обходятся на 25–30% дороже.

рост транспортных расходов

Проблемы с логистикой можно поделить на два этапа: 1) ввод ковидных ограничений с закрытием границ и 2) тотальное повышение цен на товары и услуги, которое особенно ударило по транспортным компаниям, у которых основные расходы направлены на поддержание автопарка.

В марте-апреле прошлого года мы испытывали большие трудности с тем, чтобы просто доставить сырье на предприятие, несмотря на то, что мы относимся к так называемым «предприятиям непрерывного цикла», на которые не распространялись ограничения. С лета 2020-го цены на углеводороды стабильно пошли вверх, следовательно подорожали все типы горюче-смазочных материалов. Подорожала логистика и из-за внутренней политики с повсеместным введением платных дорог по основным направлениям и ростом тарифов государственной системы «Платон».

Мы, как компания №1 в поставке антифризов для тяжелой техники, с особой заинтересованностью следим за ситуацией в транспортной отрасли. Наш директор по продажам, Дмитрий Николаевич Ефремов, является членом Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли. Деятельность совета направлена на разработку и реализацию инновационных решений по улучшению транспортной отрасли в России.

внимание! опасно: глицерин

антифриз метанол

Для специалистов не подлежит сомнению, что основа качественного антифриза — это гликоли (моноэтилен- либо пропиленгликоль). Именно этиленгликолевые антифризы рекомендованы всеми без исключения производителями техники и ведущими отраслевыми институтами, такими как ASTM.

Однако недобросовестные конкуренты производят охлаждающие жидкости на основе глицерин-метанольных смесей. Такие «антифризы» позволяют добиться красного ценника. Но по сравнению с этиленгликолем, глицерин обладает ограниченными низкотемпературными свойствами, а метанол закипает при температурах около 100 °С и легко воспламеняется. Такие составы разрушают пластиковые и фторэластомерные детали, выделяют токсичные пары и могут содержать ингибиторы коррозии сомнительного качества (или вовсе не иметь присадок в составе).

Проблема поддельных антифризов эконом-класса была актуальна лет 10–20 назад. В последние годы мы наблюдали, что рынок антифризов становится более цивилизованным: те массовые производители, которые «баловались» производством метанольных смесей, убирали их из линейки, а что касается мелких производителей — потребитель стал разборчивее, доверяя именитым брендам.

В пост-ковидную эпоху при снижении доходов населения недобросовестные производители снова вспомнили о трюке с глицерин-метанольными смесями. Будьте внимательны и осторожны! Такие смеси — это по сути контрафактный антифриз, его нельзя сравнивать с этиленгликолевым антифризом ни по цене, ни по свойствам.

Подозрительно низкая цена антифриза
может указывать на подделку, в которой используется глицерин и метанол вместо этиленгликоля

Также на рынке можно встретить антифризы на основе солевых растворов или антифризы из восстановленного этиленгликоля. Это более редкие явления и ещё один пример подмены настоящего антифриза (из непереработанного МЭГ) на дешевую подделку.

позитивные тренды 2021 года

Всё вышеописанное — последствия проблем 2020 года, которые мы вынуждены решать в наступившем. Но уже виден свет в конце тоннеля. Мы насчитали минимум 5 причин уверенно смотреть в будущее:

1

Снятие локдауна
Человечество если не научилось, то привыкло жить в присутствии коронавируса. По сравнению с весной-2020 минимизированы ограничительные меры. Мы вспоминаем как страшный сон истории 2020 года, когда фуры с сырьем не имели возможности доехать до пункта назначения и когда мы каждый день сомневались: разрешат ли нам продолжить производство антифризов?

2

Новые производственные мощности в Европе
Один из ключевых игроков по производству этиленгликоля и присадок к антифризам — BASF — заявил о расширении производственных мощностей на немецких заводах на 400 тыс. тонн. Ввод новых мощностей в эксплуатацию запланирован на 2021–2022 годы. В случае реализации этого плана потребность в экспорте сырья из России в Европу снизится.

3

Прекращение расследования Европейской Комиссии
Рынок ожидает объявления результатов антимонопольного расследования ЕС против компаний из США и Саудовской Аравии в мае 2021 года. Это снизит волатильность, т.к. будут определены (или отменены) заградительные пошлины. Проще говоря, правила игры станут понятными для всех игроков рынка и разброс цен снизится.

4

Повышение спроса на антифриз
В ходе кризиса, вызванного эпидемий, сформировался отложенный спрос практически на любые группы товаров, не исключая ГСМ. Ещё один фактор в нашу пользу — трудности, с которыми столкнулись мелкие производители и импортёры иностранных антифризов. В наш отдел продаж регулярно стали приходить заявки от новых клиентов, которые ищут варианты замены для неприлично подорожавших или ставших недоступными марок антифризов из Европы и США.

5

Стабилизация цен на этиленгликоль
Весной 2021-го мы наблюдаем выравнивание цен на этиленгликоль. Этот фактор делает бизнес более предсказуемым для нас и наших партнеров. И мы обязательно будем следовать своему обещанию снизить цены на антифризы, если цены на сырьё снизятся.

Мы продолжаем монитрониг рынка и будем делиться с Вами новыми наблюдениями в новых статьях блога.

С уважением к Вам и Вашему бизнесу,
ООО «ПИК Кемикалс»

лучшие антифризы
Ваш надежный поставщик антифризов премиум-класса

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности