Все антифризы состоят из гликоля, воды и пакета присадок.
Многие ошибочно полагают, что цвет антифриза сигнализирует о его рабочих качествах. Это не так. Производители добавляют краситель для того, чтобы отличить антифриз от других технических жидкостей в случае протечек, и цвет выбирают исходя из региональных традиций, сложившихся на рынке.
Главное отличие антифризов кроется в технологии присадок. Присадки – это специальные добавки, которые защищают от коррозии, кавитации и накипи. Водно-гликолевая основа антифриза провоцирует коррозию и ржавление металлических компонентов системы охлаждения, а присадки нейтрализуют вредное воздействие рабочей жидкости. Несмотря на то, что в процентном соотношении присадки занимают всего лишь 2–5 %, именно состав присадок и полнота композиции определяют конечные эксплуатационные свойства, срок службы и, соответственно, стоимость продукта.
специалист
Службы поддержки
то есть от состава присадок
Существует две основные технологии производства антифриза: неорганические и органические. Чем они отличаются и какая технология лучше?
IAT: НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Такие присадки еще называют традиционными (Conventional) или минеральными. Неорганические присадки – это соли неорганических кислот: нитриты, нитраты, силикаты, фосфаты, молибдаты, амины, бораты. Они покрывают всю систему охлаждения защитной пленкой, разделяя коррозионно активную жидкость и металл.
Из-за этой пленки ухудшается теплоотдача, то есть рабочая жидкость хуже принимает тепло в зонах нагрева и хуже отдает тепло в радиаторе. А самый главный недостаток такой технологии заключается в том, что защитный слой выстилает всю систему, поэтому присадки быстро истощаются. И уже через 1–2 года использования нужно менять антифриз.
Есть и другие минусы: со временем защитный слой распадается на абразивные частицы и выпадает в осадок, который бьется о стенки, а также увеличивает вязкость и затрудняет циркуляцию жидкости.
Однако у традиционных присадок есть свои преимущества: силикаты лучше остальных ингибиторов коррозии защищают алюминий, только нитриты и молибдаты гарантированно защищают от кавитации крыльчатку помпы и мокрую гильзу в тяжело нагруженных двигателях.
Минеральные присадки | Плюсы | Минусы | |||
Минеральные присадки |
Фосфаты (P) |
Плюсы |
Защита стали и алюминия Защита от кавитации Буфер pH |
Минусы |
Осадок в жесткой воде Плохая устойчивость Быстрое истощение |
Минеральные присадки |
Силикаты (Si) |
Плюсы |
Лучшая защита алюминия Ингибитор накипи Быстро создают защитный Буфер pH |
Минусы |
Образование гелей Абразивны Быстрое истощение |
Минеральные присадки |
Нитриты (N) |
Плюсы |
Лучшая защита от кавитации Защита от коррозии |
Минусы |
Быстрое истощение Токсичны |
Минеральные присадки |
Бораты (B) |
Плюсы |
Защита черных металлов Ингибитор накипи |
Минусы |
Токсичны |
Минеральные присадки |
Молибдаты (Mo) |
Плюсы |
Защита от кавитации Защита стали и алюминия от коррозии |
Минусы |
Токсичны |
oat: органическАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Органические присадки — это в основном карбоновые кислоты и их соли, а также другие органические компоненты: себациновая кислота, 2-этилгексановая кислота, бензойная кислота, азелаиновая кислота, толилтриазол, меркаптобензотиазол (азольные ингибиторы добавляют для защиты цветных металлов от коррозии) и др. Это «умные» присадки: как только в системе появляются очаги коррозии, присадки образуют локальный защитный слой и сдерживают дальнейшее разрушение.
Карбоксилатные присадки точечно покрывают защитным слоем только очаги коррозии, а остальные металлические поверхности эффективно отдают тепло. Как следствие: снижается тепловая нагрузка на двигатель. Кроме того, органические присадки не образуют осадка. Но главное достоинство органической технологии антифриза в том, что она позволяет сэкономить расход активных компонентов и увеличить срок службы антифриза до 5–8 лет. FINAL CHARGE Global гарантированно прослужит 8 лет или 1 600 000 км.
Однако нельзя сказать, что эта технология совершенна. Карбоксилатные присадки хуже справляются с кавитацией (особенно в тяжело нагруженных дизельных двигателях) и иногда негативно воздействуют на припой. 2-этилгексановая кислота в чистом виде может разрушать некоторые прокладки и эластомеры в системе охлаждения.
Минеральные присадки | Плюсы | Минусы |
Нейтрализованные |
Обладают всеми свойствами Медленно истощаются Отлично защищают сталь, чугун, |
Медленно образуют Хуже защищают от кавитации Агрессивны к некоторым |
hoat: ГибриднАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Соотношение минеральных (IAT)
и органических (OAT)
компонентов в гибридных
антифризах варьируется
Так как у минеральных и карбоксилатных присадок есть свои плюсы и минусы, эти технологии решили комбинировать. В результате возникла гибридная технология антифризов (HOAT — Hybrid Organic Acid Technology). В составе гибридных антифризов как неорганические соли, так и соли карбоновых кислот, однако соотношение этих компонентов может очень сильно варьироваться.
Некоторые производители в надежде накрутить ценник называют гибридными даже традиционные охлаждающие жидкости (широко известные в народе как ТОСОЛы), если в их составе есть бензойная кислота или ее соли (бензоат натрия). Поэтому гибрид гибриду — рознь.
лобриднАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В лобридных антифризах
ограничено кол-во
минеральных присадок
Сейчас топовыми антифризами считаются гибридные антифризы второго поколения, их еще называют лобридными (lobrid от low hybrid). Что это такое: для улучшения эксплуатационных свойств в карбоксилатный антифриз добавляют немного неорганических компонентов (не больше 10 % от общего количества присадок). Это делается по разным причинам: для профилактики коррозии алюминия и алюминиевых сплавов при высоких температурах, чтобы лучше защитить систему от кавитации, а также для защиты эластомерных уплотнителей.
В зависимости от того, какие минеральные компоненты добавляют (силикаты, нитриты, фосфаты), эти антифризы обозначаются соответственно SiOAT, NOAT, POAT, PSiOAT.
Выбор дополнительного минерального компонента зависит от страны-производителя. Так, например, силикаты широко распространены в Европе и России, но в Азии практически не используются. Это связано с тем, что отработанные силикатные присадки образуют гели и твердые частицы, которые истирают уплотнитель водяного насоса. В Азии минеральные присадки №1 — это фосфаты, но их редко используют в Европе. Вода в Японии и Корее мягче, чем в других регионах. При контакте фосфатов с жесткой, высоко минерализованной водой система охлаждения быстро зарастает накипью (как следствие, затрудняется ток жидкости, возможно заклинивание термостата, возникают проблемы с теплообменом). На североамериканском рынке в основном распространены присадки с добавлением нитритов.
СКОРО В РОССИИ
Срок службы лобридных антифризов зависит от формулы присадок и может варьироваться от 5 до 8 лет. Например, карбоксилатная охлаждающая жидкость с добавлением нитритов
У некоторых современных лобридных антифризов имеется еще одна особенность — их базовым компонентом является не привычный этиленгликоль, а его аналог — пропиленгликоль (например, антифризы VAG G13). Также можно встретить антифризы, в которых какой-то процент этиленгликоля заменяется глицерином. Эта тенденция идет из Европы, где особенное внимание уделяется «зеленым» технологиям и способам утилизации антифризов. Пропиленгликоль и глицерин меньше загрязняют окружающую среду, быстрее разлагаются, но проигрывают этиленгликолю в теплопроводности и морозостойкости.
Барон Мюнгхаузен говорил: «Серьезное лицо — еще не признак ума». Так и наличие пропиленгликоля или глицерина в составе — не обязательный признак лобридного антифриза. На Западе давно применяются традиционные антифризы на пропиленгликолекой основе в зонах с повышенными экологическими требованиями (национальные парки, заповедники). Традиционные пропиленгликолевые антифризы в России не очень распространены, зато достаточно незаконных метанольно-глицериновых смесей, которые продаются не только у обочины, но и в автомагазинах.
Какая технология антифриза
лучшЕ?
Автопром не стоит на месте. Меняется не только дизайн автомобилей, но и конструкция двигателей: чугун и латунь заменяют облегченными алюминевыми сплавами; мощность дизельных двигателей возрастает за счет использования турбокомпрессоров и непосредственного вспрыска топлива. Добавляются экологические технологии: EGR, DPF, SCR. В итоге современные двигатели становятся более теплонагруженными.
Это обязывает производителей охлаждающих жидкостей постоянно искать новые рецептуры и технологические формулы. На смену традиционным охлаждающим жидкостям с минеральными присадками пришли гибриды и карбоксилатные антифризы, главное преимущество которых в увеличенном сроке службы. Последние 5 лет все популярнее становятся лобридные антифризы, в которых сочетаются преимущества обеих технологий.
Выбирая антифриз, следует учитывать страну-производителя. В Европе предпочтение отдают силикатам, в Америке распространены нитриты, в Азии — фосфаты. Производители могут выпускать несколько вариантов одного антифриза для соответствия разным регионам эксплуатации, поэтому при покупке стоит быть внимательным и ориентироваться на допуски OEM.
В России автовладельцы постепенно приходят к пониманию того, что охлаждающие жидкости нужно выбирать по допускам, как и моторные масла. Но, к сожалению, ситуация, когда продавец или даже автомеханик советует заливать красный или самый дорогой и современный «G113++», все еще является обыденной.
Помните: производители автомобилей не просто так выпускают сервисные книжки с рекомендациями и выдают одобрения и допуски на охлаждающие жидкости. Не стоит слишком увлекаться «современностью» — да, антифризы с карбоксилатными присадками хорошие, у них высокий срок службы, но они разработаны для новых автомобилей и могут не сочетаться с «Ласточкой» 1976 года выпуска, для которой был придуман ТОСОЛ.
Поэтому ответ на вопрос о лучшей технологии простой: лучший антифриз тот, который подходит вашему автомобилю.
которая подходит вашему автомобилю