Технологии производства антифриза: IAT, OAT, HOAT, Lobrid

Все антифризы состоят из гликоля, воды и пакета присадок.

Многие ошибочно полагают, что цвет антифриза сигнализирует о его рабочих качествах. Это не так. Производители добавляют краситель для того, чтобы отличить антифриз от других технических жидкостей в случае протечек, и цвет выбирают исходя из региональных традиций, сложившихся на рынке.

Главное отличие антифризов кроется в технологии присадок. Присадки – это специальные добавки, которые защищают от коррозии, кавитации и накипи. Водно-гликолевая основа антифриза провоцирует коррозию и ржавление металлических компонентов системы охлаждения, а присадки нейтрализуют вредное воздействие рабочей жидкости. Несмотря на то, что в процентном соотношении присадки занимают всего лишь 2–5 %, именно состав присадок и полнота композиции определяют конечные эксплуатационные свойства, срок службы и, соответственно, стоимость продукта.

Денис Гудин
специалист
Службы поддержки
Факты об антифризах
Срок службы напрямую зависит от технологии антифриза,
то есть от состава присадок

Существует две основные технологии производства антифриза: неорганические и органические. Чем они отличаются и какая технология лучше?

IAT: НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Такие присадки еще называют традиционными (Conventional) или минеральными. Неорганические присадки – это соли неорганических кислот: нитриты, нитраты, силикаты, фосфаты, молибдаты, амины, бораты. Они покрывают всю систему охлаждения защитной пленкой, разделяя коррозионно активную жидкость и металл.

Неорганические или минеральные присадки

Из-за этой пленки ухудшается теплоотдача, то есть рабочая жидкость хуже принимает тепло в зонах нагрева и хуже отдает тепло в радиаторе. А самый главный недостаток такой технологии заключается в том, что защитный слой выстилает всю систему, поэтому присадки быстро истощаются. И уже через 1–2 года использования нужно менять антифриз.

Есть и другие минусы: со временем защитный слой распадается на абразивные частицы и выпадает в осадок, который бьется о стенки, а также увеличивает вязкость и затрудняет циркуляцию жидкости.

Однако у традиционных присадок есть свои преимущества: силикаты лучше остальных ингибиторов коррозии защищают алюминий, только нитриты и молибдаты гарантированно защищают от кавитации крыльчатку помпы и мокрую гильзу в тяжело нагруженных двигателях.

Минеральные присадки Плюсы Минусы

Фосфаты (P)

Защита стали и алюминия
от коррозии

Защита от кавитации

Буфер pH

Осадок в жесткой воде

Плохая устойчивость

Быстрое истощение

Силикаты (Si)

Лучшая защита алюминия
от коррозии

Ингибитор накипи

Быстро создают защитный
слой

Буфер pH

Образование гелей

Абразивны

Быстрое истощение

Нитриты (N)

Лучшая защита от кавитации

Защита от коррозии

Быстрое истощение

Токсичны

Бораты (B)

Защита черных металлов

Ингибитор накипи

Токсичны

Молибдаты (Mo)

Защита от кавитации

Защита стали и алюминия от коррозии

Токсичны

oat: органическАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Органические присадки — это в основном карбоновые кислоты и их соли, а также другие органические компоненты: себациновая кислота, 2-этилгексановая кислота, бензойная кислота, азелаиновая кислота, толилтриазол, меркаптобензотиазол (азольные ингибиторы добавляют для защиты цветных металлов от коррозии) и др. Это «умные» присадки: как только в системе появляются очаги коррозии, присадки образуют локальный защитный слой и сдерживают дальнейшее разрушение.

Карбоксилатные присадки

Карбоксилатные присадки точечно покрывают защитным слоем только очаги коррозии, а остальные металлические поверхности эффективно отдают тепло. Как следствие: снижается тепловая нагрузка на двигатель. Кроме того, органические присадки не образуют осадка. Но главное достоинство органической технологии антифриза в том, что она позволяет сэкономить расход активных компонентов и увеличить срок службы антифриза до 5–8 лет. FINAL CHARGE Global гарантированно прослужит 8 лет или 1 600 000 км.

Однако нельзя сказать, что эта технология совершенна. Карбоксилатные присадки хуже справляются с кавитацией (особенно в тяжело нагруженных дизельных двигателях) и иногда негативно воздействуют на припой. 2-этилгексановая кислота в чистом виде может разрушать некоторые прокладки и эластомеры в системе охлаждения.

Минеральные присадки Плюсы Минусы

Нейтрализованные
карбоновые кислоты
(себациновая,
2-этилгексановая,
бензойная и др.)

Обладают всеми свойствами
минеральных присадок

Медленно истощаются

Отлично защищают сталь, чугун,
алюминий

Медленно образуют
защитный слой

Хуже защищают от кавитации

Агрессивны к некоторым
видам силикона и припою

hoat: ГибриднАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Гибридные антифризы

Соотношение минеральных (IAT)
и органических (OAT)
компонентов в гибридных
антифризах варьируется

Так как у минеральных и карбоксилатных присадок есть свои плюсы и минусы, эти технологии решили комбинировать. В результате возникла гибридная технология антифризов (HOAT — Hybrid Organic Acid Technology). В составе гибридных антифризов как неорганические соли, так и соли карбоновых кислот, однако соотношение этих компонентов может очень сильно варьироваться.

Некоторые производители в надежде накрутить ценник называют гибридными даже традиционные охлаждающие жидкости (широко известные в народе как ТОСОЛы), если в их составе есть бензойная кислота или ее соли (бензоат натрия). Поэтому гибрид гибриду — рознь.

лобриднАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Лобридные антифризы

В лобридных антифризах
ограничено кол-во
минеральных присадок

Сейчас топовыми антифризами считаются гибридные антифризы второго поколения, их еще называют лобридными (lobrid от low hybrid). Что это такое: для улучшения эксплуатационных свойств в карбоксилатный антифриз добавляют немного неорганических компонентов (не больше 10 % от общего количества присадок). Это делается по разным причинам: для профилактики коррозии алюминия и алюминиевых сплавов при высоких температурах, чтобы лучше защитить систему от кавитации, а также для защиты эластомерных уплотнителей.

В зависимости от того, какие минеральные компоненты добавляют (силикаты, нитриты, фосфаты), эти антифризы обозначаются соответственно SiOAT, NOAT, POAT, PSiOAT.

Выбор дополнительного минерального компонента зависит от страны-производителя. Так, например, силикаты широко распространены в Европе и России, но в Азии практически не используются. Это связано с тем, что отработанные силикатные присадки образуют гели и твердые частицы, которые истирают уплотнитель водяного насоса. В Азии минеральные присадки №1 — это фосфаты, но их редко используют в Европе. Вода в Японии и Корее мягче, чем в других регионах. При контакте фосфатов с жесткой, высоко минерализованной водой система охлаждения быстро зарастает накипью (как следствие, затрудняется ток жидкости, возможно заклинивание термостата, возникают проблемы с теплообменом). На североамериканском рынке в основном распространены присадки с добавлением нитритов.

СКОРО В РОССИИ

OEM-антифризы

В 2019 году PEAK выпустила линейку
лобридных антифризов PEAK OET
для европейских, азиатских и
американских автомобилей

Срок службы лобридных антифризов зависит от формулы присадок и может варьироваться от 5 до 8 лет. Например, карбоксилатная охлаждающая жидкость с добавлением нитритов FINAL CHARGE® NOAT гарантированно прослужит 8 лет или 1 200 000 км.

У некоторых современных лобридных антифризов имеется еще одна особенность — их базовым компонентом является не привычный этиленгликоль, а его аналог — пропиленгликоль (например, антифризы VAG G13). Также можно встретить антифризы, в которых какой-то процент этиленгликоля заменяется глицерином. Эта тенденция идет из Европы, где особенное внимание уделяется «зеленым» технологиям и способам утилизации антифризов. Пропиленгликоль и глицерин меньше загрязняют окружающую среду, быстрее разлагаются, но проигрывают этиленгликолю в теплопроводности и морозостойкости.

Барон Мюнгхаузен говорил: «Серьезное лицо — еще не признак ума». Так и наличие пропиленгликоля или глицерина в составе — не обязательный признак лобридного антифриза. На Западе давно применяются традиционные антифризы на пропиленгликолекой основе в зонах с повышенными экологическими требованиями (национальные парки, заповедники). Традиционные пропиленгликолевые антифризы в России не очень распространены, зато достаточно незаконных метанольно-глицериновых смесей, которые продаются не только у обочины, но и в автомагазинах.

Какая технология антифриза
лучшЕ?

Автопром не стоит на месте. Меняется не только дизайн автомобилей, но и конструкция двигателей: чугун и латунь заменяют облегченными алюминевыми сплавами; мощность дизельных двигателей возрастает за счет использования турбокомпрессоров и непосредственного вспрыска топлива. Добавляются экологические технологии: EGR, DPF, SCR. В итоге современные двигатели становятся более теплонагруженными.

Это обязывает производителей охлаждающих жидкостей постоянно искать новые рецептуры и технологические формулы. На смену традиционным охлаждающим жидкостям с минеральными присадками пришли гибриды и карбоксилатные антифризы, главное преимущество которых в увеличенном сроке службы. Последние 5 лет все популярнее становятся лобридные антифризы, в которых сочетаются преимущества обеих технологий.

Выбирая антифриз, следует учитывать страну-производителя. В Европе предпочтение отдают силикатам, в Америке распространены нитриты, в Азии — фосфаты. Производители могут выпускать несколько вариантов одного антифриза для соответствия разным регионам эксплуатации, поэтому при покупке стоит быть внимательным и ориентироваться на допуски OEM.

В России автовладельцы постепенно приходят к пониманию того, что охлаждающие жидкости нужно выбирать по допускам, как и моторные масла. Но, к сожалению, ситуация, когда продавец или даже автомеханик советует заливать красный или самый дорогой и современный «G113++», все еще является обыденной.

Помните: производители автомобилей не просто так выпускают сервисные книжки с рекомендациями и выдают одобрения и допуски на охлаждающие жидкости. Не стоит слишком увлекаться «современностью» — да, антифризы с карбоксилатными присадками хорошие, у них высокий срок службы, но они разработаны для новых автомобилей и могут не сочетаться с «Ласточкой» 1976 года выпуска, для которой был придуман ТОСОЛ.

Поэтому ответ на вопрос о лучшей технологии простой: лучший антифриз тот, который подходит вашему автомобилю.

Лучшая технология антифриза — та,
которая подходит вашему автомобилю

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности