Nikita Dubrovin
9 ноября 2018 20361 0

Что такое стеклоочиститель

Стеклоочиститель — важная система активной безопасности в автомобиле. Без нормальной работы стеклоочистителя водитель рискует неправильно оценить дорожную ситуацию. Исправная система бережет и от аварии, и от проблем со зрением, ведь плохо очищенное стекло увеличивает нагрузку на глаза.

Стеклоочиститель состоит из электродвигателя, кронштейнов, поводка и щетки. Также к этой системе относятся бачок со шлангами и жиклер, разбрызгивающий стеклоомывающую жидкость. У автомобиля может быть три независимых стеклоочистителя: для лобового стекла, для заднего стекла, для фар.

Щетки — ключевая деталь

Срок службы вышеперечисленных деталей равен сроку службы автомобиля. Это значит, что при бережной эксплуатации они не выйдут из строя, также как без постороннего вмешательства не сломается холодильник, стиральная машинка или пылесос.

Ограничен срок службы только у одной детали — у щеток стеклоочистителя (в народе их называют дворниками). Это расходная деталь со сроком службы, ограниченным одним-двумя сезонами. К счастью, не требуется дополнительно проверять состояние дворников: результат всегда перед глазами, да и неприятный звук может говорить о необходимости замены.

Щетки стеклоочистителя

Менять щетки рекомендуется один раз в год перед наступлением зимы. Такое утверждение продиктовано не производителями расходных материалов, а законами природы. Пыль, грязь, осадки, солнечные лучи, антигололедные реагенты, набегающие потоки воздуха на больших скоростях — всё это негативно воздействует на механизм в целом и на резиновые детали в особенности. Давайте посмотрим, с какими проблемами сталкивается каждая из деталей механизма:

Корпус, коромысло, пружины

Металл со временем деформируется, теряет упругость. Шарнирные соединения разбалтываются и заедают. В полости забиваются грязь и лед. Усилие натяжных пружин ослабевает.

Адаптер

В месте контакта переходника с рычагом возникает люфт. Пластиковое крепление может разрушаться при неаккуратном монтаже-демонтаже щеток и от воздействия дорожных реагентов.

Резиновая лента

Под воздействием ультрафиолетовых лучей и озона резина теряет эластичность. Скребок с затвердевшей резиной перестает плавно перекладываться с одной стороны на другую, раздается неприятный скрежет, щетки ходят по стеклу медленнее, чем новые. Зимой при попытке оторвать примерзшую щетку от стекла резиновая лента может порваться или выскочить из зажима. Летом, под активным воздействием солнечных лучей, резина изнашивается не менее интенсивно, чем в «свой сезон».

Лезвие щетки

Главный фронт в борьбе с грязью и дождем — лезвие или кромка щетки. Это рабочая поверхность шириной 1–2 мм, контактирующая со стеклом. Для того эффективной очистки лезвие должно прилегать к стеклу под углом 90°. В противном случае на стекле образуется пленка, мешающая обзору. При минусовых температурах лезвие становится менее эластичным и легко повреждается, если стекло не до конца очищено ото льда. Летом нежелательно допускать хода щеток по сухому стеклу. Но даже при бережном использовании дворников лезвие постепенно истирается, на нем появляются канавки и заусенцы. Угол прилегания к стеклу перестает быть перпендикулярным. Как следствие — неочищенные полосы и «затуманивающая взор» пленка, которая не стирается либо стирается только после нескольких взмахов.

Многие щетки имеют графитовое напыление, которое снижает трение лезвия по стеклу. Оно также стирается под воздействием абразивных частиц.

Последствия неисправностей

Щетки стеклоочистителя — сложный механизм. Из-за любой из перечисленных проблем рабочая поверхность неплотно прилегает к стеклу, образуются неочищенные «слепые зоны» и разводы. Затвердевшая резина замедляет ход щеток, возникает неприятный скрежет. Если после взмаха щеток на стекле остаются полосы и грязная пленка, значит износилось лезвие — оно обычно выходит из строя первым. Из-за неисправных щеток возрастает расход стеклоомывающей жидкости.

Неисправный адаптер — особый случай. Это наиболее редкая неисправность, и вместе с тем — наиболее опасная. Опытные автолюбители хранят старый комплект дворников в машине на случай, если новые выпадут из гнезда во время движения.

Когда пора менять

Щетки стеклоочистителя — это сложный механизм, который трудится на переднем фронте: под давлением набегающих потоков воздуха, под воздействием осадков, реагентов и солнца, разрушающих металлические, резиновые и пластиковые детали.

Чтобы дворники прослужили дольше, должны применяться качественные материалы: прочная нержавеющая сталь, устойчивый к нагрузкам пластик и долговечный каучуковый сплав. Отличительная черта хороших дворников — это износостойкая резина. Выход из строя хотя бы одной детали щеток, даже если это лезвие шириной 1 миллиметр, существенно снижает качество работы всей системы стеклоочистителя.

Если летом щетки работают без нареканий, возможно, их ресурс не исчерпан. Однако зимний сезон — экзамен для любых щеток. Мы рекомендуем положить новый комплект щеток в багажник и понаблюдать за тем, как старые справятся с настоящими испытаниями. В одних случаях щетки не выдерживают и сезона, в других — служат до двух лет: всё зависит от условий эксплуатации. Щетки следует менять по состоянию, а не по пробегу.

Как продлить срок службы щеток

Продлить срок службы щеток значит защитить их от грязи и льда. Расширительный бачок прослужит вечно, если не забывать менять жидкость на зимнюю. Поводки стеклоочистителя требуют периодической смазки; не рекомендуется длительно держать их в поднятом положении, чтобы не ослабла пружина, прижимающая дворник к стеклу.

Придерживайтесь простых правил:

Выбирайте правильный размер дворников: обратитесь к инструкции по эксплуатации или продавцу-консультанту. Дворники не должны цепляться друг за друга, за уплотнитель стекла или пластиковые детали кузова в нижнем положении. Обратите внимание, что многие автомобили комплектуются дворниками разного размера для водительской и пассажирской зон лобового стекла. На выбор также влияет изгиб лобового стекла.

При установке щеток убедитесь, что адаптер крепко закреплен на поводке, без люфта и перекоса.

Летом берегите автомобиль в целом и дворники в частности от прямых солнечных лучей. Солнце — главная проблема для резиновых деталей. Зимние дворники с резиновым кожухом, с удлиненным скребком из мягкого каучука или силикона быстро придут в негодность в жаркую погоду. Не допускайте включения дворников «на сухую» по пыльному стеклу, из-за чего царапается и само стекло, и лезвие дворников.

Зимой ответственно подходите к размораживанию стекла:

— не очищайте лед с дворников скребком для стекла;

— не пытайтесь удалить наледь, включив стеклоочиститель;

— дождитесь, пока наледь оттает, прежде чем включать стеклоочиститель;

— поднимите поводки стеклоочистителя вверх перед наступлением заморозков или снегопада;

— не ударяйте дворниками о стекло, чтобы стряхнуть с них лед: это может повредить как дворники, так и стекло;

— помните, что стекло может треснуть из-за резкого перепада температур, подавайте горячий воздух постепенно, по мере прогрева двигателя, используйте автоматический режим, а не принудительный обдув.

Периодически снимайте дворники и мойте их теплой водой с моющим средством. Особенно этот совет важен для каркасных дворников с шарнирными соединениями и пружинами, которые забиваются грязью, льдом и листьями. Не менее важно промыть и обезжирить резиновую ленту, чтобы маслянистые загрязнения не мешали работе исправной системы.

И последний штрих, чтобы стеклоочиститель работал «как с завода» — смазывайте шарниры щеток и поводков силиконовой смазкой.

Понравилась статья?

Рекомендуем еще материалы по данной тематике:

Добавить комментарий

Авторизуйтесь с помощью:  

Или укажите Имя и E-mail

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности