Залитая в систему охлаждения жидкость, будь то вода, старый-добрый ТОСОЛ или современный карбоксилатный антифриз, должна отводить от двигателя избытки тепла и тем самым поддерживать нормальную рабочую температуру (85–105 °С).

Вода могла бы быть идеальной охлаждающей жидкостью, если бы не замерзала при температуре ниже нуля и не испарялась при 100 °С. Поэтому и создали антифризы, которые не замерзают на морозе и имеют температуру кипения выше 100 °С.

Большинство антифризов представляют собой водно-гликолевые растворы с добавлением присадок. Этиленгликоль (или пропиленглиголь) отвечает за низко- и высокотемпературные свойства охлаждающих жидкостей. В отличие от температуры замерзания, температура кипения антифриза имеет линейный характер: чем больше гликоля в смеси, тем выше точка кипения.

Однако вместе с концентрацией гликоля возрастает общая вязкость раствора, это ухудшает теплоотвод и дает дополнительные нагрузки на циркуляционный насос. Самые популярные пропорции для разведения концентратов антифриза (гликоль/вода, по объему): 40/60 — для южного климата, 50/50 — для умеренных температурных зон, 60/40 — для климатических зон с температурами ниже –45 °С. В самых холодных регионах, например в Якутии, концентрат разводят в соотношении 65/35.

Денис Гудин
специалист
Службы поддержки

Чем больше гликоля в растворе, тем выше температура кипения антифриза

График показывает зависимость температуры кипения антифриза от концентрации этиленгликоля при атмосферном давлении. На последнее нужно обратить особенное внимание.

Дело в том, что разные производители гликолевых ОЖ на этикетках и в описаниях продуктов могут указывать очень высокие температуры кипения антифриза, выше 150 °С. И это не предел. В чем же секрет? Тут, как в песне «Наутилуса», никакого секрета нет — только школьный курс физики. Мы знаем, что с повышением давления увеличивается температура кипения жидкости. Возьмем ту же воду. При атмосферном давлении она закипит при 100 °С, а при давлении в 103,4 кПа — уже при 120 °С. Антифризы не исключение.

концентрация
этиленгликоля, %
t кипения при
атм. давлении
t кипения при
давлении 103,4 кПа
0 100 °С 120 °С
40 105 °С 126 °С
50 108 °С 129 °С
60 110 °С 132 °С

При повышении давления до 103,4 кПа температура кипения антифриза увеличивается более, чем на 20 °С. В зависимости от типа ОЖ и пакета присадок значения могут варьироваться

В среднем рабочее давление в системе охлаждения авто варьируется в диапазоне 1–2 атмосфер (101,3–202,6 кПа). Поэтому часто производители заявляют в описаниях температуру кипения антифриза более высокую, чем при атмосферном давлении, уже с учетом «боевых», рабочих условий (например, с заданным давлением в 103,4 кПа). Чтобы не вводить клиентов в заблуждение, в технических характеристиках продуктов PEAK температура кипения антифриза приводится в обоих вариантах:

В описании антифриза PEAK Long Life указаны температуры кипения при атмосферном давлении и при давлении 103,4 кПа

Если на этикетке или в описании гликолевых антифризов вы видите температуры кипения выше 150 °С — это значит, что производитель лукавит и температуру кипения антифриза замеряли при сильно повышенном давлении. Высокотемпературные свойства антифриза зависят от гликоля, а этот компонент плюс-минус одинаковый у большинства авторитетных производителей. Следовательно, температуры кипения качественных антифризов разных марок практически не отличаются, если сравнивать антифризы с одинаковой концентрацией этиленгликоля.

Факты об антифризах
Температура кипения большинства качественных гликолевых антифризов практически не отличается

Остерегайтесь подделок

На рынке встречаются дешевые и опасные заменители антифризов — метанольно-глицериновые смеси, которые маскируются под ТОСОЛы.

Чем они опасны? Метанол имеет температуру кипения всего в 64, 7 °С — это значительно ниже рабочей температуры двигателя (смесь воды, метанола и глицерина в среднем кипит при 70–80 °С). Из-за быстрого выкипания жидкости образуются паровые пробки, и вместо охлаждения гарантированы постоянные перегревы. Кроме того, постоянно кипящая жидкость в системе охлаждения усиливает кавитацию: из-за перепада давления в жидкости образуются пузырьки воздуха, которые схлопываются на поверхности металла. В итоге такие мини-взрывы «съедают» мокрые гильзы дизельных двигателей и помпы.

А еще метанол легко воспламеняется и его пары смертельно опасны для человека.

ТЕмпература кипения антифриза

Таким образом, на температуру кипения антифриза влияют два фактора: концентрация гликоля и давление в системе охлаждения. Если повышается концентрация или давление, температура кипения антифриза тоже растет.

Если вы наблюдаете регулярное падение уровня антифриза в расширительном бачке, а протечек нет — это значит, что антифриз выкипает. Скорее всего, в систему охлаждения залита некачественная охлаждающая жидкость. Чтобы защитить авто от внепланового ремонта, необходимо использовать только качественные антифризы от авторитетных производителей.

Только ВЫСОКОЕ качество!

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности