Миссия блога PEAK

СМИ перестают быть бумажными, блогеры публикуют десятки обзоров еженедельно, каждый первый автолюбитель может начать выкладывать тематические статьи, ну или хотя бы заметки. Порог вхождения в индустрию публикаций на автомобильную тематику перестал быть высоким, как это было раньше, и недостатка в понимании механизмов и жидкостей быть не должно.
Вот вам эксперимент: откройте Google, введите поисковый запрос «зачем нужен антифриз» – и прокликайте первые 5 ссылок. Обнаружите полный хаос в терминах и рекомендациях. Сегодня это кажется диким, но заявления типа «лучше всего заливать дистиллированную воду» по-прежнему живут и транслируются теми пользователями, которые обслуживают автомобили самостоятельно.
Мы решили взять на себя ответственность – и внести вклад в наведение порядка в умах автолюбителей.

Главная функция антифриза

Не хотим играть святош: правильное понимание вещей на авторынке нам нужно потому, что мы производим антифризы. За плечами у PEAK 40-летняя история: всё это время мы разрабатывали формулы, проводили испытания, получали допуски ОЕМ, поставляли жидкости на конвейеры для первой заливки. В общем, мы знаем, о чём говорим. И хотим, чтобы остальные знали тоже.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), являющийся предметом нежной любви многих – горячий механизм, и по мере развития технологий, становится всё горячее. Вблизи камеры сгорания температура может превышать 1 000°С, поршни постоянно работают в условиях пекла – от 200°С до 300°С. Непрекращающийся нагрев попросту бы «убивал» двигатели. Конечно, всё это нужно охлаждать, и это делает система охлаждения.
Принципиальная схема систем охлаждения в современных двигателях – это охлаждение блока цилиндров с помощью жидкости и воздуха. Первое циркулирует по замкнутому контуру, одна часть которого соприкасается с ДВС, а другая – с радиатором. Тепло, которое приняла на себя жидкость от поверхностей двигателя, переносится к радиатору и там уже рассеивается с помощью воздуха. Охлаждённая жидкость продолжает движение по замкнутому контуру к горячему ДВС.

Заливать дистиллированную воду в систему охлаждения — плохая идея

Таким образом, словосочетание «охлаждающая жидкость» может использоваться в чисто техническом смысле, означая любую субстанцию, которая заливается в систему охлаждения. Однако термин стал ещё именем нарицательным. Теперь автомобилисты подразумевают под ним конкретную смесь: цветную водно-гликолевую. Этот состав они также именуют антифризом. Давайте разберёмся, что к чему.
Наиболее «простая» жидкость, которая сразу приходит в голову в общем смысле – вода. Залить бы её в систему охлаждения – да так кататься, воды много и в свободном доступе у каждого. Проблемы начали возникать из-за того, что вода расширяется при замерзании. Каждый раз менять потрескавшиеся или разорвавшиеся детали системы охлаждения с приходом холодов было бы неудобно.
Чтобы понизить температуру замерзания воды 0°С, к ней придумали добавлять гликоли (этилен- или пропиленгликоль): и выиграли дополнительных 60 градусов. Водно-гликолевая смесь, в пропорции 70% этиленгликоля и 30% воды замерзает при температуре -64°С. Есть и минус. Водно-гликолевая смесь высококоррозионна и разрушает металлы системы, поэтому к ней стали примешивать специальные присадки. А чтобы жидкость было легко идентифицировать, её стали окрашивать.

Состав антифриза

«Компот» вида «вода + гликоль + присадки + краситель» и называется охлаждающей жидкостью (coolant) или антифризом (antifreeze). Оба этих названия – отсылка к основным функциям состава: охлаждать поверхности ДВС и не замерзать в системе при низких температурах (слово «антифриз» — буквальное прочтение английского «antifreeze», т. е. «против замерзания»).
Любопытно, что в штатах оба термина на канистрах с продукцией стоят через слеш: Antifreeze/Coolant, но слово Antifreeze устарело и практически вышло из употребления. Климат не меняется, а вот двигатели становятся всё горячее, и охлаждать их критически важно. Функция охлаждения стала превалирующей, поэтому чаще всего в зарубежной литературе мы встречаем слово Coolant.

Базовые знания об антифризах

Вычленим суть вводной статьи:

1. В автомобильном сообществе существует терминологическая и техническая путаница касательно технических жидкостей: марку ТОСОЛ путают с общим понятием — антифриз; охлаждающую жидкость путают с «незамерзайкой» (жидкостью стеклоочистителя), а на Западе слово Antifreeze и вовсе выходит из употребления. В литературе на русском языке наиболее оправдано употребление двух терминов в качестве синонимов: охлаждающая жидкость или антифриз.

2. Двигатели внутреннего сгорания горячие, и становятся ещё горячее. Охлаждение происходит за счёт системы охлаждения через жидкость и воздух. Перенос тепла от двигателя к радиатору — главная функция охлаждающей жидкости.

3. Вода не подходит для использования в качестве охлаждающей жидкости из-за температуры замерзания, поэтому её стали смешивать с гликолями. Снижения высокой коррозионности получившейся смеси добиваются путём добавления присадок. Краситель нужен для лёгкой идентификации жидкости, добавляется в минимальном количестве и не влияет на характеристики антифриза. Таким образом, в охлаждающей жидкости три основных компонента: вода, гликоль и присадки.

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности