27 сентября 2017 4013 0

И снова: что такое антифриз


Зачем мы опять за своё

СМИ перестают быть бумажными, блогеры публикуют десятки обзоров еженедельно, каждый первый автолюбитель может начать выкладывать тематические статьи, ну или хотя бы заметки. Порог вхождения в индустрию публикаций на автомобильную тематику перестал быть высоким, как это было раньше, и недостатка в понимании механизмов и жидкостей быть не должно.
Вот вам эксперимент: откройте Google, введите поисковый запрос «зачем нужен антифриз» – и прокликайте первые 5 ссылок. Обнаружите полный хаос в терминах и рекомендациях. Сегодня это кажется диким, но заявления типа «лучше всего заливать в систему охлаждения дистилированную воду» по-прежнему живут и транслируются теми пользователями, которые обслуживают автомобили самостоятельно.
Мы решили взять на себя ответственность – и внести вклад в наведение порядка в умах автолюбителей.

Давайте начнём сначала

Не хотим играть святош: правильное понимание вещей на авторынке нам нужно потому, что мы производим антифризы. За плечами у PEAK 40-летняя история: всё это время мы разрабатывали формулы, проводили испытания, получали допуски ОЕМ-ов, поставляли на конвейеры для первой заливки. В общем, мы знаем, о чём говорим. И хотим, чтобы остальные знали тоже.
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), являющийся предметом нежной любви многих – горячий механизм, и по мере развития технологий, становится всё горячее. Вблизи камеры сгорания температура может превышать 1000°С, поршни постоянно работают в условиях пекла – от 200°С до 300°С. Непрекращающийся нагрев попросту бы «убивал» двигатели. Конечно, всё это нужно охлаждать, и это делает система охлаждения.
Принципиальная схема систем охлаждения в современных двигателях – это охлаждение блока цилиндров с помощью жидкости и воздуха. Первое циркулирует по замкнутому контуру, одна часть которого соприкасается с ДВС, а другая – с радиатором. Тепло, которое приняла на себя жидкость от поверхностей двигателя, переносится к радиатору и там уже рассеивается с помощью воздуха. Охлаждённая жидкость продолжает движение по замкнутому контуру к горячему ДВС.

Кругом вода

Таким образом, словосочетание «охлаждающая жидкость» может использоваться в чисто техническом смысле, означая любую субстанцию, которая заливается в систему охлаждения. Однако термин стал ещё именем нарицательным. Теперь автомобилисты подразумевают под ним конкретную смесь: цветную водно-гликолевую. Этот состав они также именуют антифризом. Давайте разберёмся, что к чему.
Наиболее «простая» жидкость, которая сразу приходит в голову в общем смысле – вода. Залить бы её в систему охлаждения – да так кататься, воды много и в свободном доступе у каждого. Проблемы начали возникать из-за того, что вода расширяется при замерзании. Каждый раз менять потрескавшиеся или разорвавшиеся детали системы охлаждения с приходом холодов было бы неудобно.
Чтобы понизить температуру замерзания воды 0°С, к ней придумали добавлять гликоли (этилен- или пропиленгликоль): и выиграли дополнительных 60 градусов. Водно-гликолевая смесь, в пропорции 70% этиленгликоля и 30% воды замерзает при температуре -64°С. Есть и минус. Водно-гликолевая смесь высококоррозионна и разрушает металлы системы, поэтому к ней стали примешивать специальные присадки. А чтобы жидкость было легко идентифицировать, её стали окрашивать.

Назови меня по имени

«Компот» вида «вода + гликоль + присадки + краситель» и называется охлаждающей жидкостью или антифризом. Оба этих названия – отсылка к основным функциям состава: охлаждать поверхности ДВС и не замерзать в системе при низких температурах (слово «антифриз» - буквальное прочтение английского «antifreeze», т. е. «против замерзания»).
Кстати сказать, в штатах оба термина на канистрах с продукцией стоят через слеш, но слово «антифриз» устарело и практически вышло из употребления. Мол, двигатели становятся всё горячее, поэтому охлаждать их критически важно. Функция охлаждения стала превалирующей, на чём в названии делается соответствующий акцент.

Итоги

Вычленим суть вводной статьи:

1. В автомобильном сообществе существует терминологическая и техническая путаница касательно технических жидкостей.

2. Двигатели внутреннего сгорания горячие, и становятся ещё горячее. Охлаждение происходит за счёт системы охлаждения через жидкость и воздух.

3. Вода не подходит для использования в качестве охлаждающей жидкости из-за температуры замерзания, поэтому её стали смешивать с гликолями. Снижения высокой коррозионности получившейся смеси добиваются путём добавления присадок. Краситель нужен для лёгкой идентификации жидкости.

4. Слова «охлаждающая жидкость» и «антифриз» - в большинстве случаев синонимы, означают собой смесь, описанную в п. 3. Термины отсылают к двум главным свойствам субстанции: охлаждать и предотвращать замерзание.

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности